История породы лабрадор
Например, легенда о романтической «любви» собаки и выдры», в результате которой появилась собака с водонепроницаемой, жёсткой шерстью, круглым хвостом и огромной страстью к воде.
Конечно, это не более чем миф. К счастью, есть множество свидетельств очевидцев, подтверждающих, что корни породы находятся на Ньюфаундленде. Эти сведения относятся к 19 веку и подробно описывают собак Сент-Джонса, проводя чёткую грань между большими ньюфаундлендами и более мелкими собаками.
Полковник Хоукер в 1814г. писал: «…эти собаки прекрасно подходят для любого вида охоты, они чаще имеют чёрный, нежели другой окрас и немного больше пойнтеров».
В.Е. Кормак в 1822г. отмечал «хорошо сложившуюся породу собак, которые прекрасно обучены находить и подавать дичь. Собаки эти имеют короткую шерсть, которая предпочтительнее длинной, т.к. последняя сразу покроется льдом, как только собака вылезет из воды».
Ещё один автор писал: «В округе Сент-Джонса встречается большое количество приземистых, гладкошерстных собак высотой 45 – 60 см, их называютлабрадорами, но это не ньюфаундленды, они только родились на этом острове».
Совершенно понятно, что существовали две разновидности – массивная длинношёрстная собака, которая известна как ньюфаундленд, и более мелкая, с короткой шерстью. Так кто они, эти небольшие, крепкие, бесстрашно бросающиеся в холодные воды Атлантического океана и вытаскивающие сети с рыбой, помогающие в охоте и спасающие рыбаков во время шторма собаки Сент-Джонса? Возможно это аборигенная индейская собака? Но Купер в книге «Ньюфаундленд» отмечал, что у индейцев Северной Америки были собаки, но все они были типа шпицев, с маленькими ушами, клинообразной головой, острой мордой и загнутым хвостом. Итак, из всего этого ясно пока только одно: лабрадоры — «выходцы» с острова Ньюфаундленд. Как же они там оказались?
Вот версия, к которой склоняется большинство исследователей.
Предки чёрных водяных собак пришли в Новый Свет из Европы, а точнее из Португалии. Ещё в 14-15 веках португальские мореплаватели, отправляясь на лов рыбы к берегам Ньюфаундленда, брали с собой собак с великолепным чутьём и замечательной способностью плавать. Мари Розлин-Уильямс в своей книге о лабрадорах приводит фотографию очень древней породы из Северной Португалии — Cane di Castro Laboreiro. Могла ли эта собака, так сильно напоминающая своим внешним обликом лабрадора, стать основой породы на Ньюфаундленде? И название, Laboreiro, если и совпадение, то очень интересное. Тем не менее, достоверную историю лабрадоров можно проследить только с момента их появления в Англии, а точнее с приобретения этих собак вторым графом Малсбери в 1823 или 1824гг. Поместье этого графа находилось в глубокой долине в Хёрне, которая часто затапливалась рекой и где водилось множество всякой дичи. Как-то проезжая недалеко от Пула (портовый город, активно торговавший с Ньюфаундлендом), Малсбери обратил внимание на собак с рыболовной флотилии. Его поразило, с каким энтузиазмом они находили и приносили рыбу.
«Такие собаки прекрасно подойдут для поиска и подачи дичи в моём поместье, где бывает много воды» — приблизительно так подумал граф. Он купил четырёх собак и приступил к разведению «малых ньюфаундлендов», как в то время их называли. В скором времени и другие соседи – охотники стали приобретать и разводить этих собак.
Третий граф Малсбери импортировал несколько собак с Ньюфаундленда, основал питомник и продолжил разведение. Позже название «малый ньюфаундленд» окончательно заменилось на «Лабрадор». Постепенно и другие аристократические семьи оценили достоинства этих собак. Их покупали в северных портовых городах, которые торговали с Ньюфаундлендом. Особенно возросла популярность лабрадоров благодаря развитию полевых испытаний и энтузиазму почитателей этой породы.
Достопочтенный Холланд Хайберт лорд Кнатсфорд, владелец питомника «Munden» (именно благодаря его усилиям лабрадоры в 1903 году были признаны Кинологическим Клубом как самостоятельная порода) выставил свою собаку Munden Singel, первого лабрадора, участвовавшего в соревнованиях. С этого момента лабрадоры начали устанавливать небывалые рекорды. До той поры первенство обычно принадлежало гладкошёрстным ретриверам. Теперь лабрадоры начали доминировать на полевых испытаниях и большинство побед принадлежало именно им. Но потребовалось ещё много времени, чтоб
ы не только влиятельные семьи, но и обычные охотники стали приобретать лабрадоров в качестве ретриверов. В скором времени англичане открыли для себя лабрадоров не только как рабочую, но и как домашнюю собаку-компаньона. Обучаемая, быстро приспосабливающаяся, с прекрасным характером и интеллектом. Собака, которой можно доверить даже маленьких детей. Люди всё больше и больше приходили к пониманию ценности этой породы… Популярность и, соответственно, численность лабрадоров резко выросли. Теперь горячих поклонников этой действительно удивительной по своим не только рабочим, но и душевным качествам породы, можно встретить буквально на всех континентах. Канадцы считают лабрадоров своей породой, но, без сомнения, именно в Британии эта порода достигла своего высокого нынешнего положения. Из этой страны лабрадоров развозят по всему миру.
Перед второй мировой войной только американцы проявляли интерес к этой породе. Но уже в 60-е годы она покорила Канаду, Южную и Восточную Африку и Австралию. А чуть позже со Скандинавских стран началось триумфальное шествие лабрадоров по всей Европе. Теперь даже короли и президенты считают за честь иметь эту исключительно дружелюбную, с великолепным темпераментом, преданную и умную собаку.
По материалам книг «Лабрадор-ретривер» Х.Уайлс-Фон и Дженнет И. Черчилль.