Не только колючий, но и загадочный
Споров вокруг этого непонятного поведения было множество. Еще Плиний Старший описал в энциклопедии «Естественная история» ежа, как настоящего самоубийцу. По его мнению, ёж заполнял нору кислыми яблоками и умирал. Наверное, от восторга: столько яблок!
Однако в рассказе, пришедшем к нам из I века н.э., есть рациональное зерно. Это то, что яблоки кислые. Ёж в неустанном бродяжничестве в поисках пищи, сам того не желая, счесывает своей «щеткой» великое множество клещей. Кстати, вот и еще довод в пользу того, что при встрече с ежом лучше всего идти своей дорогой, предоставив колючему страннику такую же возможность! Паразитологи в природных очагах энцефалита и туляремии иногда даже опираются в своих расчетах на «еже-чае». Это — количество клещей, невольно собранных ежом за час пробежки по лесу.
Паразиты (здесь это слово годится в обоих значениях) ежу рады безмерно: и стол, и кров, и транспорт к их услугам. А каково ежу?! Лапой за ухом не почешешь.
Вот поэтому ёж на картинке и цепляет яблоко, кислое, чтобы кислотой отравить кровопийц. В неволе ежи в целях дезинфекции норовили вонзить колючки в какие-нибудь остро пахнущие тряпки и даже в оброненные кем-нибудь сигареты.
Поэтому сообщение одного американского исследователя о том, что ежи некоторых видов усиливают колющее действие своих игл, смазывая их ядом из околоушных желез жаб, вызывает сомнение. Не в том, что ежи прокусывают несчастным жабам их железы. А в том, что они, как индейцы на тропе войны, пользуются жабьим «кураре» в военных целях. Ежи, конечно, воюют, но с клещами и блохами!
Хотя кто их, ежей, разберет, они сплошная загадка. Казалось бы, что ежу, в целях гигиены, вода необходима, как воздух. Ничего подобного. Правда, без воды для питья ежи жить не могут, но купание для них — страшное наказание. А. Э. Брем рассказывает, как лисица расправляется с ежом: катит его к какой-нибудь луже. Когда еж в воде расправляется, лиса вцепляется зубами в его мягкое брюшко: еж без иголок беспомощен.
А что из себя представляют ежиные иголки? Вообще-то они — видоизмененный шерстный покров, поэтому в их строении много общего со строением волос.
Старые иглы, по нескольку штук в день, выпадают, а на их месте растут новые. У всех ежей иголки полые, чтобы не таскать на спине чрезмерную тяжесть, однако для крепости они снабжены внутренними перегородками.
Иглы не только защита, но и удобное приспособление для разных случаев жизни. Ёж сумеет залезть на стол, упираясь ногами в его ножки, а иглами в стену. А если ёж падает, то сворачивается клубком, и иглы играют роль амортизатора. Иголок у ежа много: примерно по 15 на каждый квадратный сантиметр. Жаль только, не всегда иголки помогают: филины, к примеру, едят ежей прямо с ними.
Что в еже наиболее удивительное, это его всеядность, об этой ежиной наклонности уже сказано, а от слова «яд». Змею еж может съесть всю целиком, вместе с ядовитыми железами. Ежи преспокойно уплетают жуков-нарывников, вызывающих у других животных катар желудка или смертельное воспаление почек. И укусы пчел им нипочем.
Поэтому в старину считали, что ежиное мясо и зола из сожженного зверька могут помочь при отравлениях или внутренних болезнях. Но потом знахари оставили ежей в покое: ежиные «способности» людям не передавались, и ежи ни в каком виде при болезнях не помогали.